Человек - самое совершенное творение Бога или Бог - самое совершенное творение человека?
(Павел БОРОДИН, Сергей ШМЕЛЕВ, Новый век №10, 2001).
Многие люди порой испытывают необыкновенное чувство, которое трудно описать словами. Его можно назвать "единением со Вселенной", "божественным откровением", "познанием Истины" или еще какими-нибудь красивыми словами. Это то, что приводит человека в церковь, заставляет молиться, заниматься медитацией, участвовать в ритуальных танцах и других обрядах. Наверняка и вы когда-нибудь испытывали нечто подобное -в горах или на морском берегу, во время исполнения музыки, которая особенно близка вашему сердцу или в момент долгожданного свидания с любимым человеком. По мнению ученых, каждый второй житель нашей планеты пережил в своей жизни тот или иной мистический или религиозный опыт. На некоторых он произвел настолько глубокое впечатление, что навсегда изменил их жизнь. Но что это такое? Присутствие Бога? Внезапное прозрение? Прорыв в более высокие сферы бытия? Может, это просто фокус, который мозг порой проделывает с нашим самосознанием? Ответы на эти вопросы пытаются найти ученые-нейротеологи.
НОВАЯ НАУКА XXI ВЕКА
Современные ученые на основании экспериментов на человеческом мозге предполагают, что способность к религиозному чувству каким-то образом "вмонтирована" в нас. В последние годы даже сформировалась особая область науки, которая называется нейротеологи-ей. Она пытается найти биологические основы духовности человека и занимается исследованием участков мозга, отвечающих за религиозные и мистические переживания.
Специалисты-нейротеологи изучают различные таинственные явления, такие, как видения во время клинической смерти, случаи "явления" Иисуса Христа, всевозможные виды мистических состояний. В новом Центре изучения науки и религии Колумбийского университета участники одного проекта пытаются найти ответ на вопрос, как духовный опыт связан с особенно часто повторяющимися явлениями в мозгу человека. Дело в том, что духовные переживания представителей разных культур, времен и вероисповеданий настолько похожи, что ученые предполагают наличие некоего общего центра, который управляет структурами и процессами в мозгу человека. Но предположениями дело не ограничивается.
Психологи и нейробиологи хотят точно определить, как функционирует мозг в те моменты, когда человек выпадает из ощущения времени и пространства, какие области мозга при этом включены, а какие выключены.
ЭКСПЕРИМЕНТ ДОКТОРА МОЗГОВЕДА
Эндрю Ньюберг, невролог из Пенсильванского университета, более десяти лет занимается ней-робиологией религии. Он признается, что порой чувствует себя не в своей тарелке. "Я всегда боюсь, что люди будут говорить, будто я религиозный фанатик, и поэтому ищу доказательства существования Бога, или, наоборот, - что я циник, который пытается доказать, что Бога нет, - говорит он. - Но мы пытаемся быть беспристрастными".
Ньюберг и его коллега Эжени д'Аквильи решили изучить чувства, которые являются специфическими для религиозного состояния, но одинаковы для всех вероисповеданий. Первое - это чувство "единения со Вселенной". Подобное чувство испытывал Альберт Эйнштейн. Второе - чувство благоговения и восторга, сопровождающее религиозные откровения и делающее их чрезвычайно наполненными и, в каком-то смысле даже более реальными, чем события ежедневной жизни.
Ньюберг понимает, что редкие быстротечные моменты божественных откровений почти невозможно изучать в условиях лаборатории, что придется "отложить в сторону" те состояния, которые снисходят на человека "как гром среди ясного неба", и заняться в основном медитациями и молитвами - менее яркими, но, по крайней мере, воспроизводимыми переживаниями.
Коллега Ньюберга д'Аквильи, который исповедует тибетский буддизм, помог найти восемь человек, владеющих искусством медитации и согласившихся участвовать в эксперименте.
Каждому испытуемому вставляли в вену трубку, и он приступал к медитации, сосредоточившись на одном образе - как правило, религиозном символе (при медитации человек теряет ощущение своего "я" и полностью сливается с выбранным образом). Майкл Бэйм, ученый и один из участников эксперимента, так описывает это состояние: "Как будто фильм вашей жизни прерывается, и вы видите свет, с помощью которого он проецируется на экран".
Примерно через час медитирующие люди начинали погружаться в искомое состояние, и тогда им вводили в вену радиоизотоп. Через несколько минут присутствие этого индикатора фиксировалось в той части мозга, где поток крови максимален и, следовательно, активность мозга выше. С помощью сканера измерялось распределение радиоизотопа в мозгу и делались снимки активности мозга.
Эта методика получила название однофотонной эмиссионной компьютерной томографии. После испытаний Ньюберг и д'Аквильи сравнили активность мозга испытуемых во время медитации и в спокойном состоянии.
Что же оказалось? Ученые почти не удивились, когда обнаружили повышение активности тех частей мозга, которые отвечают за внимание, - это признак глубокой концентрации медитирующего. Но кроме этого они увидели еще кое-что. Во время медитации часть теменной доли мозга всех восьмерых участников была гораздо менее активна, чем во время их обычного состояния. С волнением Ньюберг и д'Аквильи осознали, что это та самая область мозга, где рождается самосознание человека.
Вообще говоря, часть левого полушария этой области мозга отвечает за восприятие индивидуумом образа своего тела, а соответствующая часть в правом полушарии управляет содержанием - сущностью человека. Возможно, подумали ученые, по мере погружения в состояние отрешенности медитирующий постепенно отключает эти области и перестает воспринимать обычные посылаемые органами чувств сигналы, с помощью которых происходит его ориентация в окружающем мире.
"Человек, погруженный в медитацию, действительно отключает свои органы чувств. Ничто его не беспокоит - ни движение вокруг, ни звуки, ни запахи. Возможно поэтому теменная доля и не получает никакой информации", - говорит Ньюберг. Лишенные своей обычной пищи, эти области перестают функционировать нормально, а человек чувствует, что границы его "я" растворяются. А поскольку ощущение пространства и времени тоже исчезает, то наступает момент, когда человек может испытать прикосновение к вечности.
Ньюберг повторил свой эксперимент с францисканскими монахинями, чьи молитвы сосредоточиваются больше на словах, а не на образах. Неудивительно поэтому, что у них активными оказались области мозга, связанные с языковым общением. Но по мере того, как монахини достигали пика в своем отрешении от всего земного, они отключали те же области мозга, что и приверженцы буддизма и медитаций.
"То, что религиозные переживания находят свое отражение в деятельности мозга, не так уж удивительно, - считает Ньюберг. - Ведь все, что мы воспринимаем с помощью наших органов чувств - и раскаты грома, и порывы ветра; - оставляет отпечаток в нашем мозгу. Давайте посмотрим, что происходит, когда вы едите яблочный пирог. Часть мозга, ответственная за обоняние, регистрирует запах корицы и яблок. Соответствующая зона мозга обрабатывает сигналы, поступающие от бугорков на языке (вкус хрустящей корочки слоеного теста). Визуальная часть мозга регистрирует изображение пирога. Воспоминания о пирогах, которые вы ели в прошлом (бабушкина кухня, булочная на углу), активизируют зону ассоциаций. Можно даже сделать "снимок" образа яблочного пирога в вашем мозгу. Но это никак не опровергает реальности пирога. По словам Ньюберга, "нет способа определить, происходят ли нейрологические изменения в мозгу вследствие духовного переживания или мозг просто воспринимает некую спиритуалистическую реальность". Другими словами, изменения, происходящие в мозгу человека, испытывающего религиозные переживания, совершенно ничего не говорят о самой религии, особенно о том, существует Бог или нет.
ПРИКОСНОВЕНИЕ БОГА
Ощущение единения со Вселенной - не единственная особенность глубокого религиозного переживания. Погружение в молитву или состояние медитации сопровождаются также огромной эмоциональной наполненностью, чувством благоговейного трепета и осознанием значительности момента. Почти все неврологи считают, что это ощущение рождается не в теменной части мозга, а в "эмоциональном мозге", или лимбической системе, которая расположена глубоко внутри височных долей мозга.
Лимбическая система - это самая старая в эволюционном отношении часть мозга. Ее функция состоит в мониторинге наших ощущений и запоминании особенно значительных событий. Исследователи полагают, что, когда человек испытывает особенно яркое религиозное чувство, лимбическая система его мозга необычайно активизируется. В этот момент она как бы маркирует ячейку памяти, относящуюся к данному событию, биркой "Чрезвычайно важно!" Наверное, именно поэтому никто не может толком описать свои ощущения, испытанные во время религиозных откровений.
Интересно, что очень яркие откровения, схожие с чувствами верующих людей, испытывают эпилептики (эпилепсия связана с лимбической системой). Во время приступов эпилептики как бы вырываются из своей бренной оболочки и постигают истину. Поэтому почти все больные эпилепсией - это люди с огромным мистическим опытом.
Федор Достоевский, например, писал о "прикосновении Бога", которое он ощущал во время эпилептических припадков. Аналогичные чувства испытывали святой Павел, Жанна д'Арк, святая Тереза из Авилы, Петр Первый, Эммануэль Све-денборг, основавший в XVIII веке Новоиерусалимскую церковь. Эпилептиком был и Марсель Пруст. Возможно, именно болезнь способствовала его одержимости религиозными вопросами.
Почему вид креста или Торы с серебряным обрезом приводит в действие механизм возникновения религиозного благоговения? Потому что часть мозга, в которой хранятся зрительные образы и ассоциации, где обрабатывается информация, поступающая от органов зрения, и где образы связываются с эмоциями и памятью, умеет привязывать образы к чувству. Видения, возникающие во время молитвы или религиозного обряда, также генерируются в зоне мозга, ответственной за ассоциации: стимулирование с помощью электрического тока височных долей мозга вызывает видения.
Во время припадков эпилепсии, представляющих собой аномальные вспышки электрической активности, это состояние доводится до крайности, что и вызывает у человека яркие, отчетливые религиозные видения, во время которых он "слышит голоса", как Жанна д'Арк, например.
Показательна история современной итальянской монахини, которая после долгих лет бесплодных молитв вдруг начала переживать моменты видений. Причиной была эпилепсия. Монахине нужно было принять непростое решение - делать или не делать операцию, которая, возможно, избавит ее от недуга, но при этом лишит новоприобре-тенной способности. Женщина выбрала "общение с Богом".
Неврологи, которые стимулируют лимбическую систему во время операций на мозге, сообщают, что многие их пациенты испытавают религиозные переживания. А больные, страдающие от болезни Альцгеймера, на раннем этапе развития которой повреждается лимбическая система, напротив, часто теряют интерес к религии.
Большинство мировых религий очень большое значение придает обрядам, которые оказывают сильное психологическое воздействие на прихожан. Дело в том, что специфические ритуальные движения сильно отличаются от повседневных, что помогает мозгу отмечать их как значительные. По мнению японских ученых, музыка тоже воздействует на лимбическую систему, приводя ее либо в возбуждение, либо, наоборот, в состояние умиротворенного покоя. Пение псалмов или монотонные движения производят аналогичный эффект. Медитация также вызывает как возбуждение, так и расслабление, а порой это происходит одновременно. Люди, которые испытали такое состояние, называют его "активным счастьем".
ШЛЕМ ДЛЯ ОБЩЕНИЯ С ГОСПОДОМ
В унылом американском городке Сэдбери в Ло-рентийском университете работает невролог Майкл Персингер. Этот ученый заявляет, что почти любой человек может "встретиться и поговорить с Богом", надев специальный шлем его собственного изобретения.
Используя способ под названием "трансчерепная магнитная стимуляция", Персингер возбуждает в своих пациентах все виды сюрреалистических переживаний. Методом проб и ошибок и отчасти благодаря талантливым догадкам он обнаружил, что слабое магнитное поле, направленное на височные доли мозга и вращающееся против часовой стрелки, вызывает у испытуемых видения разного рода. Это происходит в четырех из пяти случаев.
Что же можно увидеть таким образом? Все зависит от веры человека и его душевного состояния. Тому, кто недавно потерял любимого человека, кажется, что тот вернулся к нему. Религиозные люди определяют свои видения как явление Бога. "И это происходит в лаборатории. А представьте, какие сильные ощущения испытывает человек, находясь в церкви, в соответствующем окружении", - говорит Персингер. Ученый испытывал свой шлем и на себе и тоже чувствовал нечто, хотя яркость впечатления была несколько смазана, потому что он знал, что происходит.
Правда, далеко не все согласны с тем, что видения или призраки, вызываемые Персингером, можно сравнить с чувствами, испытываемыми людьми по-настоящему верующими. Аргументы скептиков выглядят довольно убедительно: психотропные лекарственные препараты тоже воздействуют на состояние духа человека, а наркотики могут вообще вызвать какие угодно "глюки". Но ведь это будет нечто вроде подделки.
Тем не менее эксперименты Персингера показали, что мистический опыт состоит не только из того, что люди воспринимают, но и из того, что они получают в результате интерпретации своих впечатлений. "Мы заносим эти впечатления в ящичек в нашей памяти, - говорит ученый, - и наклейка, которая приклеивается на ящичек, впоследствии будет влиять на то, как человек будет вспоминать об этом". Кроме того, есть еще и третий аспект: впечатления становятся более яркими, когда человек участвует в религиозных обрядах вместе с другими людьми.
"Все эти три аспекта "зашиты" в нашем мозгу, - считает Персингер. - В человека изначально "вмонтирована" способность время от времени чувствовать присутствие Бога, а как приматы люди снабжены "оборудованием" для распределения своих впечатлений по категориям. Не "зашито" в нас только содержание, которое не менее важно. Например, человек испытал Божественное откровение и уверовал в то, что должен убивать всякого, кто не верит так же, как он. Совершенно ясно, что в этом случае содержательная составляющая переживания просто опасна".
Итак, что же мы имеем? По какой-то причине - естественной или сверхъестественной - в человеческом мозгу предусмотрена возможность переживаний, которые мы называем религиозными. Это и позволяет некоторым ученым нейротеологам утверждать, будто Бог существует не в реальности, а лишь в нашем воображении.
Хотя не все ученые столь категоричны. Часть из них считает: если Бог существует, то в нашем мозгу обязательно должна быть предусмотрена возможность взаимодействия с Ним.
КТО МОЖЕТ ОБЩАТЬСЯ С ВСЕВЫШНИМ?
Способность слышать голос Господа Бога, возможно, также связана с электрической активностью височных долей мозга. Вы "слышите голоса" тогда, когда слова, произносимые внутри себя, приписываете кому-то другому. При этом активизируется область мозга под названием зона Брока (ответственная за речевое общение). Многие называют это внутренним голосом. Но во время медитации или молитвы, когда сенсорная информация ограничена, люди с большей вероятностью склонны приписывать свои внутренние мысли сторонним "голосам", предполагает психолог Ричард Бенталл из Манчестерского университета в Англии.
Доступны ли религиозные переживания для всех? Неврологи при всех своих мощных средствах для исследования мозговой активности все еще не могут ответить на этот вопрос. Согласно многочисленным опросам 30-40 процентов респондентов по крайней мере один или два раза в своей жизни ощущали присутствие "очень мощной духовной силы, которая способна на какое-то мгновение освободить человека от него самого". Подобные переживания чаще испытывали творческие личности с широким кругом интересов. По мнению ученых, мы все имеем зоны мозга, которые отвечают за религиозные чувства, следовательно, мы все обладаем способностью испытывать духовные откровения. Но в действительности далеко не каждый в состоянии почувствовать религиозное благоговение и трепет. Если вы рассудительны и рациональны, отличаетесь самообладанием и сдержанностью и не склонны к фантазиям, то вы, скорее всего, устоите перед такими переживаниями.
Нейрология помогла объяснить, почему различные ритуалы и церковная служба порой производят очень сильное впечатление на людей неверующих. Барабанная музыка, танцы, заклинания - все это одновременно воздействует на все органы чувств, вызывая при этом сильнейшее эмоциональное напряжение. Это сочетание приводит систему возбуждения мозга в состояние сверхперегрузки, несравнимое даже с состоянием, возникающим в результате сильного испуга. Перегрузка, в свою очередь, вынуждает зону мозга, ответственную за самообладание - гипокамп, - резко "затормозить". Поток сигналов между нейронами подавляется - так притормаживает автомобиль перед выездом на перегруженную автостраду. В результате некоторые области мозга, в том числе та зона, которая неактивна во время медитации и молитвы, перестают получать нейронные сигналы.
Нейротеология может иметь очень большое влияние на наше представление о сознании. "При мистических переживаниях содержание ваших мыслей теряет силу, бледнеет, количество сенсорной информации уменьшается, и вы остаетесь наедине с чистым сознанием, - утверждает Роберт Форман, занимающийся сравнительной религией. - Это говорит о том, что сознание не нуждается в объекте и не является лишь побочным продуктом работы органов чувств". Так что вопрос: "Наш мозг создает Господа Бога или Господь Бог создает наш мозг?" - пока что остается вопросом чистой веры.
|